По окончании университета выпускник получает диплом о
высшем образовании и приложение к диплому с оценками по всем предметам. Для
получения диплома надо написать дипломный проект и защитить его перед
Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Дипломный проект – это квалификационная
работа, то есть произведение, демонстрирующее Вашу подготовку (квалификацию).
После защиты дипломного проекта ГЭК присваивает Вам квалификацию инженера (АСОИУ),
или экономиста (ИСЭ), или информатика-экономиста (ПИЭ), или бакалавра (ИСЭ,
ИВТ).
Работа над дипломным проектом (сочинение плюс защита) и
получение рецензии – это не только «обязаловка» перед выдачей бумажки с
надписью ДИПЛОМ. Это еще и получение определенных навыков (сочинение
документов, рисование чертежей, выступление перед публикой), а также
возможность между делом познакомиться с предприятием и найти работу.
Есть масса методичек по практике и дипломному
проектированию – в библиотеке, на сайте кафедры и в интернете (разработки
других вузов). Еще в окрестных магазинах есть книги для дипломников. Желательно
ознакомиться с этими источниками до практики и диплома, а не после. В
методичках написано, что такое дипломный проект и как над ним работают. Еще
есть государственный образовательный стандарт (ГОС) на специальность. В нем
рассказано, где и кем Вы можете работать по окончании вуза.
Решайте сами; все зависит от дальнейших планов. По закону,
это высшее образование. По жизни, мало кто на предприятиях считает это за
образование.
Бакалаврский диплом нужен, если Вы собрались
- поступать
в магистратуру
- поехать
учиться в западный университет
- идти
подрабатывать, и на работе его признают
Бакалаврский диплом не особенно нужен, если Вы собрались
- продолжать
учиться на инженера
- идти в
аспирантуру (у нас берут преимущественно с инженерным дипломом)
При поступлении в университет абитуриента зачисляют на обучение по бакалаврской или инженерной программе. При желании можно перейти туда или обратно. Лучше это делать заранее – на третьем курсе. После получения бакалаврского диплома можно продолжить учебу по инженерной программе и получить инженерный диплом.
Диплом с отличием, или «красный» диплом – это
дополнительный «плюс» при приеме на работу и поступлении в аспирантуру. К тому
же, это большая радость для родителей.
«Красный диплом», получают при выполнении трех условий:
- защита
дипломного проекта на «отлично»
- средний
балл в зачетке 4,75 и выше
- отсутствие
в зачетке троек
Обычный «синий» диплом получают все остальные, не особо
переживая по этому поводу.
Средний балл считает деканат – по одной оценке за каждую
дисциплину. Если до 4,75 не хватает одной-двух оценок, можно эти предметы
пересдать. Это делается на пятом курсе в конце зимней сессии.
Защита дипломного проекта на иностранном языке – еще один
«плюсик» в автобиографию.
В начале года желающий идет на кафедру иностранных языков и
говорит о своем желании защищаться на иностранном языке.
Весной проводятся дополнительные занятия.
На защите студент делает доклад на иностранном языке.
Комиссия может задавать вопросы на русском или иностранном языке. Ответы – соответственно.
Консультант от кафедры ин.яз. присутствует на защите, чтобы
подтвердить качество подготовки.
Потом при вручении диплома выпускник дополнительно получит
сертификат о прохождении курсов интенсивного изучения языка и о защите на
иностранном.
Когда начинается работа над дипломом?
Одни начинают с первого курса, другие – за неделю до
защиты. Лучше выбрать что-то среднее. Если занимаетесь научной работой, то
собранный материал может пойти в диплом.
На пятом курсе в весеннем семестре имеется преддипломная
практика и дипломное проектирование. Сроки практики, дипломного проектирования
и защиты (ГЭК) заранее известны. Они записаны оговариваются в учебном плане
(есть на кафедре), в графике учебного процесса (есть в деканате и на кафедре).
Проблемы у дипломников наблюдаются самые разные. В любом
случае, их лучше решать, а не откладывать. Проверено на опыте: «само не
рассосется». Вот примеры:
- проблемы
с руководителем (предлагает неинтересную тему, нет взаимопонимания, отказывается
консультировать)
- проблемы
со временем (неправильно спланировал работу, начал заниматься за неделю до
защиты, устроился подрабатывать)
- проблемы
с оформлением (не понял, как что делать; нет книжек, не знаком с ГОСТами,
очередь на распечатку)
- проблемы
с компьютером (машина сгорела, все данные пропали, программа не
устанавливается)
- проблемы
семейные (уход по болезни, оформление наследства, свадьба, развод)
- проблемы
другие (в зависимости от фантазии).
Если у Вас возникла проблема, всегда можно обратиться на
кафедру: к руководителю, к заместителю заведующего по учебной работе, к
заведующему кафедрой, в деканат и т.п. За своевременное предоставление
дипломного проекта на защиту отвечает сам студент, а не кафедра или
руководитель. Мы здесь только помогаем и направляем, а потом оцениваем работу.
Выпускающая кафедра (для Вас это кафедра АСУ) назначает
руководителя преддипломной практики, а потом руководителя дипломного проекта.
Имеет смысл заранее выбрать подходящего руководителя – в смысле
профессиональных знаний и психологической совместимости – и договориться с ним.
На пятом курсе в начале осеннего семестра это еще можно сделать. Тогда ему эту
работу запланируют в учебную нагрузку и будут оплачивать.
На преддипломной практике (на предприятии или в
университете) собирают материал и формулируют тему дипломного проекта. В конце
практики руководитель ставит зачет. Выбранная тема утверждается на заседании
кафедры и фиксируется в приказе по университету.
Кстати, это еще и возможность присмотреть место работы, а
предприятию - присмотреться к Вам.
- Тема
называет то, что разработано в Вашем проекте. Ключевые слова для АСУ:
автоматизация, АИС, АРМ, АСУ, АСППР, АСУТП, система управления, система
автоматизированного ... Ключевые слова для ИСЭ/ПИЭ: информационная
система, автоматизированная система, информационная поддержка, система
автоматизированного ...
- Тема
должна соответствовать Вашей специальности. Для АСУ характерна автоматизация
процессов управления, для ИСЭ/ПИЭ – применение информационных систем и
информационных технологий в области экономики. Почувствуйте разницу между
управлением и экономикой. Если не почувствовали – почитайте стандарты на
специальности на сайте Минобразования РФ (edu.ru).
- Можно
указать особенности проектного решения, например: на основе ГИС-технологий,
интеллектуальная, корпоративная
- Можно
указать специфику предприятия, например: машиностроительное предприятие, банк,
строительство, кафедра
Примеры тем:
- АИС
нефтедобывающего предприятия
- АРМ
налогового инспектора
- Система
электронного документооборота кафедры
- Информационное
обеспечение системы маркетинга
- Автоматизированная
поддержка принятия решений в строительной организации
- Автоматизированное
управление складскими запасами торгового предприятия
Дипломный проект состоит из пояснительной записки и
чертежей. Пояснительная записка – это прошитая пачка 50-100 листов бумаги
формата А4.
Этот документ называют «пояснительной»
запиской, потому в нем автор «поясняет» – что он сделал, как и почему, а также
что это дает. Дипломный проект – это разработка чего-нибудь по специальности. Он
демонстрирует уровень подготовки (квалификации) выпускника, показывает, что
выпускник уже готов к работе по данной специальности.
В пояснилке в докладе описывают то, что
дипломник сделал сам, а не то что можно найти в учебнике: что было сделано, что
построено, разработано, запрограммировано, а также пояснения и обоснования,
почему лучше сделать именно так, а не иначе.
Это подача «заявки» в процессе работы над дипломом. Имеется
в виду заявка на патент или регистрацию программы. В этом случае, студент
осваивает технологию защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.
Это дополнительный «плюс» на защите и при поступлении в аспирантуру. Могут дать
премию или грамоту.
Это обязательные части дипломного проекта. Каждой группе назначается консультант на этих кафедрах и устанавливается график консультаций. Потом они ставят подпись на титульном листе «пояснилки». Лучше не откладывать, потому что ближе к лету растут очереди, а консультант может внезапно заболеть.
Смысл экономической части: продемонстрировать, что студент может рекламировать свою работу с помощью чисел с большим количеством нулей. У инженера должно быть хотя бы минимальное ощущение, что любая работа может приносить предприятию прибыль.
Смысл БЖД: показать, что студент догадывается о существовании вредных факторов производства. Грамотный инженер знает, что работа на предприятии дает не только зарплату, но и профессиональные заболевания.
Графическая часть с недавнего времени делается на слайдах и
листах формата А4.
Рекомендуемое количество плакатов:
- АСУ – 4
плаката и 4 чертежа
- ИСЭ – 6
плакатов и 2 чертежа
- бакалавры
АСУ и ИСЭ – 4 плаката или чертежа
Чертеж рисуется по ГОСТу. Здесь можно нарисовать
принципиальную электрическую схему, сборочный чертеж, блок-схему алгоритма,
функциональную и информационную модель.
Плакат рисуется почти без соблюдения стандартов и может
содержать все, что угодно – мнемосхемы, организационную структуру предприятия,
экранные формы, экономические показатели, математическую модель.
Поэтому штамп на чертеже делается спереди, на плакате – на обороте
листа.
Графическая часть демонстрирует, что выпускник готов
грамотно оформить чертежи и представить основную идею своего проекта.
Кроме того, это иллюстрации и подсказки к докладу на
защите: докладчик перелистывает слайды и рассказывает, что на них нарисовано –
вот и весь доклад.
Большинство дипломников по каким-то необъяснимым причинам
не указывают на контекстной диаграмме «Цель» и «Точку зрения». Первый лист
функциональной модели называют контекстной диаграммой за то, что здесь описан
КОНТЕКСТ моделирования: зачем эта модель построена, кто с ней работать будет и
т.п.
Здесь надо вспомнить то, что изучалось в
курсах «Системное моделирование» и «Проектирование АСОИУ/ЭИС».
Вообще, весь дипломный проект – это
просто применение всего, что изучалось в вузе.
Кроме рисования квадратиков со стрелочками, должно быть
описание системных моделей. В пояснительной записке нужно простыми словами
рассказать, что происходит в каждом блоке, на каждой стрелке. Об этом подробно,
с примерами рассказано в книге Марка и МакГоуэна «SADT». Книга есть в интернете.
Концептуализация – это красивое название для этапа
разработки концепции системы и создания концептуальных моделей (www.glossary.ru).
Концепция – это главная идея создаваемой
информационной системы, а также общий подход к системному моделированию.
Такие слова обычно используются для
запутывания слушателей и введения заказчика в заблуждение. К примеру, крутой
программист говорит начальнику: «Я сейчас разрабатываю концептуальную модель
реляционной базы данных», после чего со спокойной совестью идет играть в
интернете.
Обычно дипломники в пояснительной записке
делают раздел «Концептуализация» и переписывают туда слово в слово описание
методологии системного моделирования из учебника или другой такой же пояснилки.
Гораздо лучше будет обосновать выбор
методологии системного моделирования (например, IDEF или UML) для своей задачи, а потом подробно описать свои
собственные модели и сослаться на стандартные книжки по структурному и
объектно-ориентированному моделированию.
Часто студенты ограничиваются построением
динамической IDEF-модели в
виде окрашенной сети Петри. Рисуют шарики и стрелочки, после чего говорят о
«достижимости».
В действительности, мат. модель
предназначена для изучения и анализа объекта автоматизации или самой
автоматизированной (информационной) системы. А также для рационализации,
оптимизации, реинжиниринга, короче, для улучшения работы, ускорения
обслуживания и т.п. Здесь придется вспомнить предметы типа «Имитационное
моделирование экономических процессов».
Стоит также иметь в виду, что мат. модель
– это составная часть мат. обеспечения автоматизированных систем (АС). А всего
по ГОСТу существует девять видов обеспечения АС.
Поэтому советую строить мат. модель, которая
действительно нужна для работы. Это надо понять, объяснить и обосновать.
Лучше это сделать заранее, потому что в последний момент
или винчестер полетит, или принтер сломается. За неделю до защиты все материалы
должны быть распечатаны и подписаны.
Предзащита – это проверка, что у дипломника все готово и
что осталось доделать совсем чуть-чуть. Это происходит на кафедре за две недели
до защиты. На предзащиту надо принести пояснительную записку с подписанной
экономикой и БЖД, а также черновики плакатов на листах А4. Если готово больше
70% материала (пояснилки и чертежей), то студента допускают к защите. В
противном случае имеет место «противный случай»: могут не допустить к защите и
отчислить либо отложить защиту на осень.
Бланки для оформления титульного листа пояснительной
записки и других документов берут в приемной кафедры – заранее, пока они не
кончились.
Это проверка документации на соответствие стандартам. Студент
демонстрирует, что знает стандарты, которые ему предстоит использовать в
будущей работе. Нормоконтролер, назначенный кафедрой, проверяет пояснительную
записку и чертежи и ставит свою подпись в графе «нормоконтроль».
На пояснилке и плакатах ставится куча подписей:
- студент
- руководитель
- консультанты
по БЖД и экономике
- нормоконтролер
- рецензент
- зав.кафедрой.
Такой же порядок заведен на предприятиях. Там тоже любой
проект или документ подписывают разработчики, согласуют с ведущими специалистами
и утверждают у главного начальника.
Подписи лучше собирать заранее, например,
за неделю до защиты. Подписать бумаги в последний день или за пять минут до
защиты не всегда получается.
Руководитель – это
преподаватель кафедры, который руководит работой студента по подготовке
дипломного проекта. Перед защитой он пишет отзыв о дипломном проекте.
Руководитель может провести тренировку по докладу и ответам на вопросы перед
защитой.
Консультант – это
как бы второй руководитель, который может быть с промышленного предприятия или
с другой кафедры. Консультант помогает, например, по конструкторской или
технологической части или что-то еще, но это не обязательно. Руководитель и
консультант могут оказаться одним и тем же лицом.
Рецензент – это
специалист, который читает пояснилку, смотрит чертежи и потом пишет рецензию.
Обычно он с другой кафедры или с предприятия, желательно специалист в Вашей
области.
Отзыв руководителя и рецензию зачитывают
во время защиты.
Работа руководителя, консультанта и
рецензента оплачивается вузом, поэтому нужно определиться с ними заранее и
проследить, чтобы на кафедре заполнили соответствующие документы.
На защиту записываются у секретаря соответствующей комиссии
примерно за одну-две недели до защиты. Должны быть все документы: пояснилка,
чертежи, отзыв, рецензия. Само собой, не должно быть долгов перед деканатом,
иначе не допустят до защиты.
Можно записаться на конкретный день, и
под определенным номером по очереди. Обычно в первые дни защищаются отличники,
а потом все остальные.
Очень желательна, если хотите получить «хорошо» или
«отлично» на защите. Эта оценка потом идет в диплом.
Одновременно с докладом на компьютере крутится презентация,
например, в PowerPoint. При
ответах на вопросы комиссии можно на эту презентацию сослаться.
За несколько дней до защиты нужно развесить плакаты и
потренироваться, отработать доклад и ответы на вопросы. Можно это сделать с
руководителем или с другими такими же дипломниками. Часто можно услышать такое
высказывание: «Лучше хорошо подготовленный посредственный доклад, чем
наоборот».
Лучше всего сходить на защиту старшекурсников и посмотреть
сам процесс своими глазами. Это бывает каждый год в июне; вход бесплатный
(пока). Здесь можно увидеть, как выглядят пояснительная записка и графическая
часть, и как происходит сама процедура защиты.
Вот примерный порядок действий:
- Секретарь
объявляет ФИО, тему диплома и средний балл.
- Студент
делает доклад, иногда тыкая указкой в плакаты и экран компьютера: «Уважаемые
члены экзаменационной комиссии ... (5-10 минут) ... Доклад закончен. Спасибо за
внимание»
- Члены
комиссии задают вопросы, а студент на них отвечает. Ответы должны быть короткие
и по теме.
- Затем
приглашается следующий докладчик и все повторяется.
- Наконец,
студентов просят покинуть помещение, и комиссия совещается насчет оценок.
- Теперь
студентов приглашают в комнату и объявляют решение комиссии: кому какие оценки
поставили.
- Далее
идут поздравления и пожатие рук – всем выпускникам со всеми членами ГЭК (по
желанию).
- Защита
закончилась, можно идти отмечать.
Студент должен проверить свои оценки и паспортные данные в
сводной ведомости на кафедре. Это делается, чтобы в приложении к диплому все
соответствовало зачетке и паспорту – и оценки, и фамилия-имя-отчество. Если
напечатают неправильно, придется переделывать - все-таки юридический документ.
После защиты пояснительную записку и плакаты сдают
ответственному на выпускающей кафедре. Все это хранится в архиве вуза некоторое
время. Иногда приезжает комиссия и может проверить, что там внутри.
Это знаменательное событие происходит примерно через неделю
после окончания работы ГАК. Время и место объявят на кафедре.
На мероприятие можно позвать родственников и друзей – в
качестве зрителей. Можно запечатлеть событие на видео и фото. Не забудьте
купить пленку и зарядить аккумуляторы. Можно попросить участников вручения
позировать перед камерой – для истории.
Обязательного распределения на работу по окончании вуза
нет. Поэтому выбор – за выпускником:
· работать
на предприятии
· поступать
в магистратуру
· поступать
в аспирантуру
· торговать
семечками на остановке
· охранять
казино
· начать
свое дело и заняться бизнесом
Как показывает опыт, наши выпускники не числятся среди безработных на бирже труда.
Конечно, успех на работе будет, если при выборе работы учитывать свои способности и стремления. Просто задайте себе вопросы: «Чем мне нравится заниматься? Что у меня действительно хорошо получается?» Ответы будут подсказкой по поводу работы.
Итак, «у меня получается и мне нравится…»:
· работать с железом
· устанавливать софт
· сочинять программки
· работать с людьми
· работать с бумагами
· читать книжки и ездить на зарубежные конференции
· других учить
· ничего не делать
Соответственно, можно попытать счастья в роли электронщика, программиста, преподавателя или большого начальника.
Кто ответит на остальные вопросы?
У студента всегда есть вопросы. Если на них ответить, появятся новые вопросы – и так далее. Если есть вопросы – спрашивайте. Всегда рядом есть знающие люди: однокашники, старшекурсники, друзья и знакомые, а также работники кафедры, деканата, учебного управления, студенческого отдела кадров.
Есть только одно условие: чтобы получить ответ, надо вначале задать вопрос. Наоборот пока не получается.
Пожелания и замечания направляйте автору странички.